"Утонувшее" поселение глазами немца. 1942 год
--------------------------------------------------------------------------
Как это часто бывает, в поиске одного, неожиданно находишь другое. Так произошло и в ходе очередного сбора информации для проекта "Айнлаге". В частности, по Марии Ремпель, надгробный памятник которой был обнаружен Юрием Батаевым в ходе недавних погружений на территории с.Айнлаге-Кичкас (затоплен Днепростроем).
Оказывается, последний раз его зафиксировала память подданного Вермахта Хорста Вайгта, который был проездом в Запорожье летом 1942 года. Но его воспоминания сохранили для нас и ряд других интересных моментов.
Так, тогда же немец посетил строительную площадку в месте наведения понтонного моста через Днепр (к сожалению, конкретное место не указано). Внимание его привлекли окрестности. Здесь буйно росли огороды, колосилась кукуруза, обещая большой урожай. Но сам грунт - он был покрыт слоем ракушек. Все указывало на то, что еще недавно местность находилась под водой.
Но больше всего немца заинтересовали камни, стоящие группами или поодиночке. При ближайшем рассмотрении это оказалось ничем иным, как.. кладбищем. Еще большее удивление у него вызвал тот факт, что надписи были на немецком, с западнопрусскими фамилиями.
Совсем заинтересовашись данной темой, Вайгт стал собирать информацию. От бесед с местными до официальных запросов. Мы-то уже знаем историю приезда меннонитов в наши края и судьбе их поселения у самой реки. Но Вайгт был нездешним, и открывал для себя новое.
Сам поселок, затопленный в ходе Днепростроя, находился в низине, и там все еще стояла вода. Находясь на возвышенности, старый погост первым "всплыл" после взрыва плотины и схода воды. В качестве еще одного доказательства недавнего прошлого поодаль темнели остатки здания ж/д станции.
Хорст пообщался и с выходцами из затонувшей деревни, меннонитами, которые теперь жили в Новом Кичкасе выше по правому берегу. Они, в свою очередь, допытывались, не перевелись ли на их прежней родине Янцены, Генрихсы, Фрёзе, Вибе...
Пользуясь случаем, Вайгт решил зафиксировать увиденное на кладбище. Жаркий июльский день 42-го они провели с товарищем, очищая надгробные плиты от моллюсков и песка. Часть могильных стел уже тогда имели крен. Некоторые и вовсе лежали, засыпанные песком. В итоге случайные исследователи составили опись порядка 20 могил, памятники которых были наиболее сохранными, а надписи хорошо читались. Параллельно ведя фотофиксацию (увы, снимки отсутствуют).
Среди них была и могила Марии Ремпель:
Maria Rempel
geb. Froese
geb. 2. Januar 1836
gest. 19. Juni 1898 - записал Х.Вайгт строки с гранита в 1942 году.
И заметил: "Кто знает, когда эти могилы с их памятниками снова увидят. И увидят ли вообще..." Ведь после восстановления плотины и очередного разлива водохранилища кладбище должно было повторно уйти под воду.
И вот, спустя 75 лет, благодаря поисковой работе Юрия Батаева, мы снова читаем строки в память о Марии Ремпель, хранимые камнем с позапрошлого века. Видим и другие памятники, забытые на дне водохранилища: https://www.youtube.com/watch?v=jE_Y7ZQYCrA
Мне было интересно познакомиться с данным эпизодом родом из 1942-го. Не сомневаюсь, вам будет - тоже. А все это говорит о том, что от немецких источников, в том числе, стоит ожидать новых недостающих паззлов в картину нашего прошлого.